НА ГЛАВНУЮ

[ цены на работы]

Музей матрешки, музей русской матрешки в Москве


русская
русская матрешка по фото (лица нарисованы по фотографии заказчика -портреты на матрешках), из четырех кукол с портретами одного господина, все портреты нарисованы по разным фотографиям

координаты мастера Москва метро Динамо тел +7 903 598 35 00 Григорий другой мой сайт ART-BY.RU


музей русских матрешек
музей русских матрешек- на этой фотографии показана предудйщая матрешка с обратной стороны
музей матрешки в москве
музей матрешки в москве- первая кукла матрешки фото с разных сторон, сам главный гершой владелец большого молочного хозяйства в Украине, в окружении добрых коровок, в украинской народной рубахе, с крынкой молока в руках, на заднем плане подсолнухи и виднеется хатка с украинским флагом
матрешки мини музей
вторя кукла матрешки-главное хобби -футбол
музеи матрешек
третья кукла матрешки- герой увлекается охотой
музей матрешки
последняя четвертая кукла предыдущей матрешки, юбиляр в молодые годы работал хирургом

координаты мастера Москва метро Динамо тел +7 903 598 35 00 Григорий другой мой сайт ART-BY.RU

Музей матрешки находится в историческом центре Москвы, в Леонтьевском переулке. Музей является филиалом Фонда народных промыслов. Он был открыт в 2001 году в особняке, где больше ста лет назад находилась мастерская, в которой была изготовлена первая игрушка с именем Матрена, или Матрешка. В музее можно узнать историю появления сувенира, ставшего популярным во всем мире. Первый экземпляр матрешки в конце 19 века выточил мастер, потомственный токарь – Василий Звездочкин. Это произошло в мастерской при магазине «Детское воспитание», который принадлежал известному меценату и покровителю народных ремесел А.Мамонтову. Расписал игрушку известный художник Сергей Малютин, член кружка «Мир искусства». Первая матрешка была девушкой в народном костюме, с черным петухом в руках. Русская матрешка была представлена на Всемирной торгово-промышленной выставке в Париже в 1900 году. Матрешке присудили бронзовую медаль, за лучшее воплощение идеи единства семьи и сохранения семейных ценностей. В московском музее собраны самые разные экспонаты. Это куклы, изготовленные мастерами народно-художественных промыслов. Это и авторские куклы-матрешки, созданные современными авторами-экспериментаторами. Экспозиция музея располагается в двух залах. В первом зале можно увидеть матрешек классической формы, но расписанных по мотивам картины Казимира Малевича «Атлеты». В этом же зале экспонируются матрешки, подаренные музею студией Артемия Лебедева. Каждая из подаренных кукол иллюстрирует одну из единиц измерения количества информации. От терабайта, до бита. В экспозиции представлены «семьи» матрешек. В самой большой из них насчитывается 50 кукол, а самая маленькая имеет размер всего несколько миллиметров. Во втором зале выставлены копии самых первых кукол – матрешек. Матрешки расписаны под сказочных героев, представляют собой портреты членов царской семьи и изображают известных актрис 20 столетия. Здесь можно увидеть японский прототип русского сувенира – симфонический оркестр, состоящий из матрешек - музыкантов. В музее проводятся интересные экскурсии и мастер-классы по росписи матрешек. Также работает сувенирный отдел
музей матрешки существует с 2001 г. Первая точеная деревянная игрушка была создана в Москве, в Леонтьевском переулке, в 1898 г., как раз в том здании, где ныне и разместилась посвященная матрешке музейная экспозиция. В конце XIX в. тут находился магазин-мастерская А. Мамонтова «Детское воспитание». Мастер из подмосковного Сергиева Посада выточил из дерева разъемную куклу наподобие старинной японской игрушки. А известный русский художник СВ. Малютин расписал куклу на свой лад, придав ей черты крестьянской девушки: «одел» ее в сарафан, фартук, яркий платок. Новорожденная получила имя Матреша. Тогда никто не подозревал, что Матреша станет не просто забавой для детей, но и ярким явлением отечественной культуры, одним из национальных символов России. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже матрешка получила широкое признание и медаль. Так родился новый народный художественный промысел, пустивший на русской почве глубокие корни и известный ныне во всем мире. Со временем наметились и основные сюжеты росписей: «Царевна Лебедь», «Боярыня», «Тарас Бульба» и др.
В единой живой системе народного искусства игрушка - важнейшее средство культурной преемственности. Через нее передается и сохраняется культурный и художественный опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоящее время возрос интерес к традиционной народной игрушке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоренившиеся веками традиции с новейшими элементами художественной культуры. И такой игрушкой является матрешка. Первая русская разъемная кукла, названная Матреной, матрешкой, родилась в особняке в Леонтьевском переулке, д.7 в мастерской-магазине А.И. Мамонтова "Детское воспитание" в самом конце 19 века. Выточил первую матрешку потомственный токарь Василий Звездочкин, а расписал известный художник, входивший в Абрамцевский кружок "Мир искусства" Сергей Малютин. Первая разъемная "восьмиместная" матрешка представляла собой девушку в народном костюме, держащей в руках черного петуха. Вскоре после своего рождения, в 1900 году, матрешка отправляется на Всемирную торгово-промышленную выставку в Париже, где ее награждают бронзовой медалью за лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи. Она получает всемирную известность и любовь, становится одним из национальным символом России. В 1902 году особняк был приобретен Сергеем Тимофеевичем Морозовым для Кустарного музея, а производство матрешек переведено в Сергиев Посад. В этом принимал активное участие известный предприниматель В.И. Боруцкий. Купив у А.И. Мамонтова образцы матрешек, он начал распространять их среди кустарей Сергиева Посада, центра игрушечного ремесла. Бурный расцвет изготовления и росписи матрешки в начале ХХ века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрешки на многие годы. В это время создаются основные типы росписи, стилистической особенностью которых была реалистичность изображения: девушки в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетами цветов, либо в зимних полушубках с шалью на голове, старообрядки в типичной одежде, жених и невеста и т.д. Благодаря популярности Сергиево-Посадской матрешки стали возникать новые центры ее изготовления и росписи в местах традиционных народных ремесел. С 1922 года начинают производить матрешку в городе Семенове Нижегородской губернии. Роспись семеновской матрешки восходит к традиции "травного" орнамента Древней Руси. Основа композиции - пышный букет на фартуке, а главная особенность - использование только трех основных цветов: красного, желтого и зеленого. Спустя несколько десятилетий в этом же регионе возникает еще один центр изготовления матрешки - село Полховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. Эти матрешки отличает крупная "крестьянская" роспись, яркий коллорит. Вятская матрешка - самая северная из всех российских матрешек. В городе Нолинске пишут голубоглазых девушек-северянок. А с конца 1960-х годов характерной особенностью вятских красавиц становится аппликация их ржаной соломкой. Тверские матрешки славятся своей тонкой токарной работой - деревянные куколки, тонкие и светящиеся как скорлупка яйца. Для этих матрешек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом. В 1990-х годах в городе Новокузнецке образовался новый центр изготовления матрешек. Новокузнецкие матрешки отличает динамичность, характерность. Они поют частушки, песни, водят хороводы, играют в разные забавы. Со времен "перестройки" в России бурно возрождается авторская матрешка. Как и сто лет назад открылись частные мастерские, центры, кооперативы. Появилось множество новых тем и сюжетов, обусловивших разнообразие и самобытность авторской матрешки как явления в искусстве. В 2000 году Фонд народных художественных промыслов РФ провел выставку, посвященную 100-летию первой русской матрешки, вызвавшую огромный интерес у искусствоведов, специалистов, художников, посетителей. Это послужило толчком к формированию постоянной экспозиции промысловой и авторской матрешки. И в 2001 году торжественно был открыт, учрежденный Фондом НХП РФ, первый в России "Музей матрешки". В экспозиции музея представлены матрешки народных художественных промыслов, региональных и московских творческо-производственных объединений, индивидуальных художников и мастеров. Большая часть экспозиции посвящена авторской матрешке, созданной за последние годы. В музее можно познакомиться с так называемыми "безликими" матрешками, сюжетная роспись на которых идет по всей поверхности как по полотну картины. В настоящее время художники любят экспериментировать и с новыми необычными формами. Музей проводит большую экскурсионную работу - до 100 экскурсий в месяц, а так же мастер-классы по росписи матрешек. Музей пользуется большой популярностью у москвичей, а также гостей столицы. Свыше ста лет матрешка остается любимой игрушкой, национальным символом России. Музей же призван продемонстрировать современным художникам образцы высокого вкуса и мастерства, противостоять утрате позитивных культурных ориентиров.
Мастерские здесь почти в каждом дворе, и на улицах редко встретишь праздного человека. Только слышно над селом монотонное гудение: будто гигантский рой пчел тревожно витает в небесах. Это полховские столярки рождают мириады матрешек, а вкупе с ними — яйца, грибы, солонки, ступы, копилки и прочие липовые чудеса. Если и есть на улицах мужики, то они увлечены единственным открытым для посторонних глаз занятием: обдирают липовые бревна. Липа для Полх-Майдана — дерево судьбоносное. Она везде: свалена в ободранном и «одетом» виде вдоль улиц, стоит «зенитными батареями» во дворах, распиленными «стульчиками» грудится у столярок. Только раз в неделю, по вторникам, улицы оживляются: майданцы вытаскивают баулы, грузятся в автобусы и отправляются сбывать произведенное. Всего в селе 700 дворов, и столярок нет только у старух и одиноких женщин. Но и те, которые без мужей, покупают «белье» у знакомых, красят и тоже везут в Москву продавать. А с чего все начиналось? Однажды (было это после войны 1812 года) местный крестьянин Никита Авдюков привез в Полх-Майдан токарный станок. Вещь редкая, чудная (в движение станок приводился при помощи громадного колеса, которое должен был непрерывно вращать подручный), но и благородная: свежи были предания о том, что сам император Петр Великий искусно точил многие вещи. Очень скоро токарные станки и мастерские расплодились по всему Полховскому Майдану. Местные умельцы делали из липы всевозможную посуду — от солонок до тарелок. Промысел с самого начала и навсегда оформился как «полный цикл семейного производства». То есть члены одной семьи вместе заготавливали древесину, точили посуду и возили ее продавать по всему миру. Вы не ослышались: именно по всему миру. Даже тогда, когда работали при лучине, а возили товар в телегах и санях. Иван Грачев, полховский мастер, помнит прошлые времена. Нет, он вовсе не старый человек; дело в том, что электричество здесь провели лишь в начале 60-х годов прошлого века, асфальт к селу подошел лет десять назад (а улицы в Полх-Майдане до сих пор представляют собой сплошное месиво из песка и глины). Это отражение войны, которую долгие столетия сменяющие друг друга власти ведут с майданцами, но об этом позже. Иван сам успел поработать на станке, который изобрел еще Леонардо да Винчи, поездить на телегах, а уж «прелести» купеческих путешествий они с женой Татьяной познали очень даже хорошо. С удовольствием Иван рассказывает про Татьяниного прадеда: - Его звали Федор. Он бывал и в Турции, и в Германии, и в Швеции, с женой своей даже два раза посетил Святую землю. А ведь был простой мужик! И так почти все наши майданцы: до Норвегии, Испании, даже до Америки их доносило. МатрешкиМатрешки в Полх-Майдан пришли в начале прошлого века. Мастера ездили по миру и подсмотрели, как в городе Сергиевом Посаде тамошние умельцы осваивают привезенную из Японии одним из купцов буддийскую куклу Даруму, изображающую великого проповедника Бодхидхарму во множестве обличий. Когда русскую «Даруму» назвали «матрешкой», вряд ли задумывались, что название это связано с индуистской богиней-матери Матри (хотя ничего случайного в этом мире не бывает). Разборные «барышни» прижились на здешней скудной земле и со временем стали главным товаром, вывозимым из села. Мужчины в Полх-Майдане точат, женщины красят. Татьяна Грачева никогда в жизни не работала официально, с трудовой книжкой, хотя красить матрешек-таратушек посадили ее с десяти лет. После прихода капитализма оформила частное предпринимательство. Вообще, Полх-Майдан из всех русских сел, в которых процветает хоть какой-то промысел, выделяется: здесь все работают легально, причем мастера платили налоги даже при советской власти. Но тогда, для того чтобы получить разрешение на кустарничество, нужно было отработать положенные трудодни в колхозе. Еще в относительно недавние времена майданцев с товаром вообще не выпускали из села — устраивали засады (я не шучу!). Умельцы находили выход: со своими громадными корзинами, набитыми игрушками, выбирались из села по ночам. - Эти корзины погубили одного из моих дедов, Василия Васильевича, — рассказывает Иван. — Весят они по 100-120 килограммов, а с собой обычно везли по десять корзин. Он надорвался под Москвой, когда их выгружал из вагона, и умер. А другого моего деда, Василия Севастьяновича, до войны посадили на десять лет за спекуляцию (а на самом деле за то, что игрушки точил). Оттуда он не вернулся… И Таниного деда Василия Ефремовича тоже раскулачили за то, что не пил, не курил, только точил день и ночь. А сколько мы с Таней всякого такого пережили… И тунеядцами нас называли, и спекулянтами, и к суду грозились привлечь. Мы ведь столько городов с корзинами объехали, и на Украине, и на Кубани бывали, ездили, даже когда Таня беременная была!.. Ныне липы в округе не осталось, майданцы ее покупают в Мордовии. Неободранная липа стоит 800 рублей за куб, ободранная — 1500. Станки, слава Господу, электрические, вручную их крутить не надо, но в общем-то, технология не меняется два столетия. Матрешек в таких громадных количествах стали точить лет пятнадцать назад, когда в мире появилась мода на русское, а в стране повеяло свободой. Горбачевские времена — «золотой век» Полх-Майдана: за два года здесь построили множество каменных домов (именно «на матрешках»), но все быстро кончилось. Сейчас мастер в лучшем случае купит «жигули», а уж о новостройке задумываться нет смысла. Тем не менее, можно сказать, майданцы смогли вписаться в рынок, да им это было и не сложно: дух свободы и предпринимательства у них в крови. - У нас давным-давно рыночная экономика, — говорил Грачев. — А еще майданцы — дипломаты, ведь приходится встречаться с разными людьми: и с хулиганьем, и с пьяными, и с бандюгами… Сколь веков торгуем! Ко всему притерлись… Мастера (а к станку здесь встают с 12 лет) могут точить даже вслепую — настолько приучаются чувствовать материал и инструмент. Труд этот не из легких. От пыли, лаковых паров и стояния на ногах «подарок» мастеру — букет хворей, самые массовые из которых — тромбофлебит и сердечно-сосудистые заболевания. Здесь редко доживают до преклонного возраста. Нынче в Полх-Майдане точат и красят и «пятнашки», и «двадцатки», и «пятидесятки» (по количеству «посадочных мест»). Двое мастеров освоили даже 75-местных матрешек! Делаются также пасхальные яйца, солонки, разные точеные зверушки, балясины. Но общий объем всего этого значительно уступает матрешкам. Последний писк моды, который неплохо идет на рынке, — деревянные люстры и гардины. МатрешкиЕсли говорить о ценах на товар, то они — страшная тайна. Ни один мастер не признается даже близкому родственнику, почем он продал. Но, в общем-то, после неглубокого проникновения в «цеховые тайны» выясняется, что средняя цена, например, на матрешку-"десятку" — 140 рублей. Если матрешка нераскрашенная, цена падает в два раза. Короче говоря, чтобы заработать на достойную жизнь, в день надо вытачивать и красить штуки четыре таких «десяток». - Всякий раз мы подстраиваемся под рынок, под то, что он просит, — рассказывает Иван Грачев. — Да и конкуренция в последнее время развилась. Есть такая деревня Варнаево, там издавна из лубка, который мы обдираем, делали мочалки (промысел у них такой был), так теперь тоже взялись матрешку делать. Точит уже весь район, даже одно село в Мордовии промысел наш освоило. А чем еще заниматься, если сельское хозяйство развалено, завод в райцентре стоит? Нас, майданцев, всегда «в скобках» оставляли. Захотели создать фабрику полх-майданской росписи — построили ее в райцентре. Теперь на этой фабрике никакой росписи уже нет, одна только пилорама работает. И кричат: «Вот, пропала майданская роспись!..» А роспись не пропала. Она даже обогатилась. Матрешку теперь как первую модницу снаряжают. Мы ездим на вернисаж в Москву, так как, у каждого своя клиентура. И во главу угла ставится качество — ведь каждый мастер отвечает за свое творение. И кстати, с одними матрешками ехать — пустое дело; надо их разбавить как можно большим ассортиментом: и свистками, и пистолетами, и яйцами, а для того, чтобы все это выточить да раскрасить, надо фантазию применить… Кстати, «каста» купцов (тех, кто только перепродает) в Майдане так и не сложилась. Возможно, в том, что маленькие семейные «цеха» справляются со всей работой, начиная с обдирания липы и заканчивая прилавком на Измайловском Вернисаже в Москве, и кроется успех такой активной жизни полх-майдановского промысла. Мастер Грачев так объясняет преимущество семейного дела: - Моя Таня для меня и ОТК, и партком, и профком… в общем, все. Строже ее нет для меня начальника. Сейчас даже пьют у нас в селе не особо: работы слишком много. Кормит матрешка-то… Недавно в райцентре открыли Музей матрешки. Расположился он в типовом здании детского сада и не может похвастаться «колоритом», тем не менее, власти надеются, что туристы и, соответственно, деньги туда потянутся. Полховский Майдан вновь обойден, и вот почему. Музей матрешки уже давно есть в местной школе, но беда в том, что она не ремонтировалась капитально со дня постройки, к тому же примитивный туалет распространяет «ароматы» по всему зданию. И газопровод в Полх-Майдан не проводят: считают, что местные «спекулянты» сами способны профинансировать работы. Политика властей не меняется…

координаты мастера Москва метро Динамо тел +7 903 598 35 00 Григорий другой мой сайт ART-BY.RU


Рейтинг@Mail.ru